Главная
Основные данные
Задания НПП
Законодательство
Природные условия
Климат
Земли
Растительность
Лесной фонд
Животный мир
Птицы
Фотоальбом
Публикации о НПП
Источники информации
Рекомендуемые сайты
Контакты


История города Сколе

Герб города СколеПервое письменное упоминание о Сколе датируется 5 марта 1397 года, когда польский король Ягайло предоставил право заселять земли в горных пустырях. Но поселения появились намного раньше - приблизительно в начале ХІ века, о чем свидетельствуют легенда о князе Святославе и результаты археологических исследований.

На территории города были найдены каменные топоры, керамика, костяные изделия и другие артефакты, которые относятся к временам Киевской Руси. Через Сколе издавна проходил важный торговый путь "на угры", с Волыни и Галичины на Закарпатье.

В 1397 году поселение получило Магдебургское право.

Со второй половины XIV века до 1772 года территория Сколевщины была в составе Речи Посполитой.

Неоднократно населения Сколе и всей Тухольщины подвергалось нападениям татар и мадяров (1568, 1594, 1610 гг).

В 1660 году рядом с поселком возник городок, названное именем владельца - польского шляхтича графа Александра Януша Заславского - Александрия, но название не прижилось, и местные жители стали называть город, как и село, - Сколе. В центре его был деревянный замок, посреди торговой площади была построена ратуша, которую использовали преимущественно под торговый центр и склады. Ратуша сильно пострадала во времена Второй мировой войны и была разобрана в начале 50-х годов XX века.

В XVIII веке, во времена Австро-Венгерской империи, Бойковщину начали колонизировать немецкие ремесленники, что способствовало развитию промышленности края. Они образовали несколько колоний, где компактно расселились: Аннаберг, Карлсдорф и Фелиценталь. Много их было и в самом Сколе. Немецкое влияние до сих пор заметно в зданиях, быту, ведении хозяйства.

В XVIII веке на Демне (приселок Сколе) графом Евгением Конским заложена доменную печь ("домну" - откуда и получил название приселок), из железа которой местные мастера изготавливали сельскохозяйственные орудия; и стеклянную гуту, где производили зеленое и прозрачное стекло. В XIX веке граф построил здесь первый паровой тартак, а в 1864 г. основывает крупнейшую в Галичине спичечную фабрику.

Сохранились в городе деревянные церкви Св. Пантелеймона (XVIII в.) и Св. Параскевы (XVII в.).

В 1885 году открыто железную дорогу "Стрый-Сколе", которая была продолжена в 1887 году до Мукачева. После прокладки через Сколе железной дороги, в городе и окрестностях интенсивно развивается рекреационное хозяйство.

В 1886 году австрийский барон Альберт Грьодль вместе с братом основал в Сколе фирму "Братья Барон Грьодли". В том же году он вместе с предпринимателем Шмидтом купил у Сколевского богача графа Еугениуша Конского богатые местные леса. Строительство железной дороги стимулировало промышленное развитие города, и вскоре фирма Грьодлив развилась в разноотраслевый промышленный комплекс, к которому принадлежали лесозаготовительные промыслы, камнеломня (тартак), ремонтно-механические мастерские и даже небольшая гидроэлектростанция.

При производстве параллельно развивалась и коммунально-социальная сфера. Отработанная пара шла на отопления служебных помещений. Был построен водопровод из керамических труб, который обслуживался лишь одним человеком. Этот водопровод исправно работает и до сих пор.

Братья Грьодли построили в Сколевских Бескидах несколько узкоколейных железных дорог. Наибольший уклон имел участок от Демня через Свиднык до Тисовца (18,7 км), на Козевую и на гору Парашку - высочайшую вершину Сколевщины. Ширина колеи от 620 до 1050 мм, уклон трассы - до 25%. В период между двумя мировыми войнами фирма "Братья Барон Грьодли" давала очень хороший доход, который удваивался ежегодно. Развивали они и туристический бизнес.

30 марта 1888 года большой пожар уничтожил почти треть города (около 100 домов).

В 1900 году на Сколевщине появились первые охранные лесные округа (69 га).

В 1912 году Сколевщина была выделена из Стрыйского уезда, и город Сколе стал уездным центром.

С 1928 до 1935 года издавалась газета "Ведомости Демнянские", в которой освещались вопросы экономики, истории, географии и быта края. В 30-х годах XX века на Сколевщине интенсивно развивается туризм. В этот период были открыты пансионаты, виллы, туристическое информбюро, кинотеатр, пляжи над рекой Опир, горнолыжный трамплин, хоккейное поле, каток и первая в Карпатах санная трасса.

В междувоенное время город был центром Сколевского уезда (позднее присоединенного к Стрыйскому уезду Станиславского воеводства).

В 1937 году Сколе было включено в перечень горных поселений, которые заслуживают охраны как рекреационная местность.

До 17 сентября 1939 года в городе располагался базовый гарнизон первого батальона Корпуса Пограничной Обороны "Skole" (командир - майор Ежи Дембровски).

С 19 сентября 1939 по 26 июня 1941 года Сколе находилось под оккупацией войск красной армии. С отступлением советских войск в начале Советской-Германской войны, город был занят немецкими войсками. В это время подразделениями СС и жандармерии было расстреляно здесь свыше трех тысяч человек (преимущественно евреев), разрушено промышленные предприятия, много жилых домов. 9 августа 1944 года советские войска, наступающие на запад, заняли Сколе.

По состоянию на 1975 год в г. Сколе функционировали лесокомбинат, лесхоззаг, карьероуправление, промкомбинат, масло- и хлебзаводы, комбинат бытового обслуживания объединения "Сельхозтехника", электростанция, 26 магазинов, 10 предприятий общественного питания, четыре общеобразовательные школы, музыкальная школа, два детских комбината, Дом культуры, две библиотеки, широкоэкранный кинотеатр, единственная в городе гостиница, поликлиника, районная больница, тубсанаторий.

Коментарі

Ім’я або нік
Пошта
Сайт